Системы пожаротушения на маломерных судах

 

В Российской федерации противопожарная безопасность маломерных судов регулируется Техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 026/2012 “О БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ”. Ниже приведены выдержки из регламента касающиеся противопожарной защиты малых судов.

Статья 4 пункт 32 - Моторные маломерные суда должны быть укомплектованы противопожарным оборудованием и имуществом с учетом возможных причин возникновения пожаров. Противопожарная система (средства борьбы с огнем) должна (ны) обеспечивать подачу огнегасителя под защитные кожуха двигателей без открытия или демонтажа защитных кожухов. Противопожарное имущество должно размещаться в доступных, предназначенных для этих целей местах с нанесением соответствующей маркировки. Возле поста управления должно размещаться не менее одного огнетушителя.

Статья 5 пункт 63 - В целях профилактики возникновения пожароопасных ситуаций и ликвидации их последствий проектант и строитель маломерного судна в рамках системы обеспечения пожарной безопасности должны предусматривать:

а) конструктивную противопожарную защиту;

б) устройство и расположение пожароопасных объектов, сводящие к минимуму риск пожара;

в) противопожарные системы, соответствующие классам пожара по виду горючего материала, и системы сигнализации о пожаре;

г) комплектность и готовность к действию противопожарных средств.

Пожар на судне - более опасное явление, чем туман или шторм. При возникновении пожара его необходимо потушить в самые кратчайшие сроки. В отличие от объекта расположенного на берегу, где применение воды ничем не ограничивается, на судне применение в качестве огнетушащего вещества воды вызывает ухудшение остойчивости и уменьшает запас плавучести.

На малых судах с закрытыми помещениями очаги загорания чаще всего возникают в моторном отсеке и в районе топливного бака. Чаще всего возгорания возникают по причине утечки в системе питания двигателя либо при запуске двигателя сразу после заправки горючим.

Тушение пожара ручными огнетушителями не всегда эффективно по нескольким причинам:

  • тушение пожара в моторном отсеке ручным огнетушителем является трудным и опасным мероприятием, так как при открытии люка или двери в моторный отсек увеличивается приток кислорода, что способствует распространению горения;
  • для тушения возгорания обнаруженного визуально, как правило, требуется огнетушитель повышенной емкости, так как емкости стандартных огнетушителей хватает только для подавления возгорания на начальной стадии, но с момента начала возгорания до его обнаружения человеком может пройти некоторое время, а ведь при тушении пожара важна каждая секунда;
  • если возгорание возникло в тот момент, когда на борту нет людей или люди спят, то это в лучшем случае может привести к гибели судна, в худшем – к гибели и судна и людей.

Наиболее эффективным средством борьбы с пожаром на судне является автоматическая система пожаротушения. Обладая тепловыми извещателями, которые можно установить в моторном отсеке, в районе топливного бака, в других пожароопасных отсеках система пожаротушения может круглосуточно и непрерывно контролировать уровень температуры в этих отсеках. Питание от бортового аккумулятора и наличие резервного источника питания увеличивает надежность системы и гарантирует ее работу даже в случае неисправности электропроводки судна.

Средствами пожаротушения могут быть модули порошкового пожаротушения (МПП) или генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА), которые приводятся в действие электрическим импульсом, подаваемым от блока контроля системы.

Более подробную информацию вы можете просмотреть на странице об автоматической системе пожаротушения для транспортных средств.